Семинар для специалистов сопровождения по теме «Использование игр для развития детей», «Использование книг для развития речи и грамотности», «Множественные нарушения - потенциал и возможности», ведущий Жоао Педро Моружао Каносса Диас, директор реабилитационных услуг, Ассоциация по реабилитации граждан с инвалидностью (г.Луса, Португалия) вызвал большую популярность среди специалистов организаций социальной защиты населения и педагогов, работающих с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития. «Опыт Португальских коллег был для нас настоящим открытием знаний, стратегий, игр, технологий в работе с особенными детьми. Сначала мы изучили множественные нарушения - потенциал и возможности людей с ограниченными возможностями. По мнению Жоао Диас инклюзия должна начинаться с семьи и школа - это один из этапов сопровождения, но отнюдь не ее конец. Система сопровождения в Португалии прошла четыре этапа: исключение, сегрегацию, интеграцию и инклюзию. Мы рассмотрели модели поддержки, паспорт коммуникаций и стратегии сопровождения особенных детей. Упражнение «Звезда включенности» позволяет определить значимую деятельность для ребенка. По итогам работы в данном направлении мной уже придуман адаптационный вариант работы с данным упражнением, результатом которого станет четкое видение, что и зачем включать в программу развития ребенка. Еще одним открытием для нас стала тема использования книг для развития языковых навыков и грамотности для всех. В группах мы рассмотрели книги с иллюстрациями почти не имеющими текста. В действительности через рисунок мы осваиваем достаточно много информации, простые символичные рисунки могут быть понятны даже для детей с умственной отсталостью. Если к рисунку добавить символы, рассказывающие о происходящем, у ребенка вполне можно развить речевые способности через прочтение этих символов. Так же очень полезной оказалась работа с «Адаптированными историями», такие истории помогают детям психологически подготовиться к будущим событиям и не вызывать состояние «полевого поведения», особенно у аутичных учащихся. Такую историю мы можем составить сами, например, поход к врачу. История должна содержать реальные картинки и правила поведения в каждой ситуации», поделилась впечатлениями о семинаре одна из участниц.